Гарантией эффективного взаимодействия власти и населения является право граждан обращаться в органы государственной власти с заявлениями и жалобами.
Право направлять обращение в органы государственной власти закреплено конституционным правом, а также федеральным законодательством.
Указанное право обращаться в местные и государственные органы власти предоставляется гражданам на бесплатной и добровольной основе.
Обращения граждан в органы государственной власти или обращения, предназначающиеся конкретному должностному лицу, могут быть разделены на следующие виды:
- предложения;
- заявления;
- жалобы.
Обязательные требования к обращению гражданина
Порядок обращения граждан в органы власти:
- Указать наименование адресата — органа власти.
- Указать свои фамилию, имя и отчество.
- Указать почтовый адрес для ответа.
- Раскрыть суть обращения (основные требования, заявления, жалобы, предложения).
- Поставить личную подпись и указать дату составления обращения.
Если гражданину необходимо подтвердить содержащиеся в обращении сведения, он должен приложить к обращению определенные материалы или документы.
Порядок рассмотрения обращений органами власти
Каждое обращение граждан в органы власти обязательно должно быть рассмотрено.
Органами государственной власти, получившими обращение гражданина, обеспечивается:
- своевременное и объективное рассмотрение обращения, ответы на все поставленные в обращении вопросы по существу;
- при необходимости подготовка запросов в другие органы власти, организации или учреждения с целью получения нужных для рассмотрения обращения сведений;
- в случае нарушения прав и свобод гражданина принимаются незамедлительные меры для их восстановления и защиты;
- направляется в адрес гражданина ответ в письменной форме, содержащий разъяснения по сути имеющихся в обращении вопросов.
Ответ на обращение гражданина органами власти не дается в случаях:
- Отсутствия в обращении фамилии гражданина и его почтового адреса.
- Неразборчивости текста обращения.
Если разъяснения по существу поставленных в обращениях вопросов были даны многократно, орган власти вправе принять решение о прекращении переписки, уведомив об этом автора обращений.
Установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан предусматривает рассмотрение обращений в течение 30 дней с момента регистрации обращения адресатом — органом государственной власти. Указанный срок в исключительных случаях может быть продлен (не более чем на 30 дней) с обязательным уведомлением автора обращения о факте продления.
Обращаться в органы власти или к должностному лицу гражданин может и устно, используя установленные органом власти часы личного приема.
Если произвол чиновников, действия или бездействия органов власти (должностных лиц) привели к возникновению у гражданина убытков или причинили ему моральный вред, гражданин вправе написать заявление в судебные инстанции с иском о получении компенсации морального вреда или возмещения убытков.
Компетенция органов власти по рассмотрению обращений
При направлении гражданином обращения к представителям власти необходимо учитывать наличие у органа власти соответствующей компетенции по рассмотрению и решению определенного вопроса.
Подробная и грамотная юридическая консультация поможет гражданину определить конкретный орган государственной власти, обладающий необходимыми полномочиями по рассмотрению обращения. Возможно, заявление гражданина в соответствии с законом должно быть направлено в иные организации или учреждения. Например, сообщение о преступных действиях необходимо адресовать в органы правопорядка, а защиту прав потребителя следует осуществлять посредством обращения в общественные объединения потребителей или в судебные инстанции.
Корректное, тщательно сформулированное и лаконичное обращение гражданина к органам власти, гарантирует получение заявителем ответа, и принятие представителями власти эффективных мер для решения рассматриваемой проблемы.
Юридическая консультация по конституционному праву Юридическая консультация по конституционному праву
Источник: